сайт учителя музыки Михайловой Ольги Михайловны

     МОУ "Таутовская СОШ"

Аликовского района Чувашской Республики 

Кредо

Мое профессиональное кредо

«Ученик без творческой фантазии,

без музыки – это засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

Мой путь в педагогике – 20 лет работы в школе. У всякой истории есть начало. Я помню, как у меня появилось желание стать учителем. Когда я поступала в Чувашский Государственный педагогический институт имени И.Я.Яковлева, я не думала, что стану учителем начальных классов или учителем математики. Я с самого детства мечтала стать учителем музыки. Музыка является искусством, которая обладает наибольшей силой эмоционального воздействия на человека. Никакое другое искусство не вторгается с такой властной силой в эмоциональный мир человека, как это доступно музыке. О воспитательной роли музыки писали философы и ученые, музыканты и педагоги. Воспитательное влияние музыки, возможность воздействовать музыкой были отмечены в далёкие от нас времена. В эпоху Древней Греции музыке отводилась роль учителя, воспитывающего душу. Считалось, например, что с помощью музыки в человеке можно воспитывать мудрость и мужество.

Так, В.А.Сухомлинский, например, считал музыку важным средством нравственного воспитания человека. «Музыкальное воспитание – это не воспитание человека», - говорил он. По его мнению, «музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».

Я с детства воспитывалась в атмосфере любви к музыке, к песням. В моей памяти на всю жизнь осталось впечатление о своей бабушке, которая была искусной исполнительницей народных песен, славилась на всю округу своим пением. Эту добрую традицию семьи продолжил мой отец Казыкин Михаил Степанович, который не имея специального музыкального образования, виртуозно играл на баяне, гармошке, балалайке, имел отличный музыкальный слух. Ни один семейный праздник у нас не обходился без песни, без музыки. Эта любовь к музыке передалась всем детям в нашей семье. Именно, в выборе моей будущей профессии главную роль сыграло музыкальное воспитание нашей семьи. И сегодня, работая учителем музыки в школе, я стараюсь передать эту любовь к музыке, к песне своим детям.

В жизни каждого педагога наступает момент, когда он хочет увидеть результат своей работы, ощутить те изменения и новообразования, которые произошли в ученике. Это необходимо для того, чтобы почувствовать успех в своей деятельности, накопить силы для дальнейших поисков и плодотворной работы. Если педагог не научится видеть результаты своей работы, если он не научится ждать, то рано или поздно его постигнет разочарование в своей профессии. Защитить его от этого можно, если руководствоваться следующим принципом: не бывает в воспитании быстрых результатов, нужно научиться терпению и тогда ты сможешь увидеть результаты. Этот принцип помогает мне в самых трудных ситуациях, когда мне кажется, что я бессильна изменить отношение ребенка к чему-либо. Этот принцип спасает меня от потери веры в возможность помочь ребенку обрести свои силы.

Работая в школе заместителем директора по воспитательной работе и учителем музыки, мне приходится много заниматься с детьми: готовиться к различным конкурсам и фестивалям, проводить различные тематические и музыкальные вечера. На уроке музыки, который проводится один раз в неделю, невозможно всё успеть. Учителю стало не до пения, не до музыкальной грамоты. Отсюда падает уровень исполнения учащихся. До революции Россия была едва ли не самой поющей страной мира. Каждое учебное заведение имело хор, камерный, симфонический и духовой оркестры, прекрасную музыкальную самодеятельность. Даже в крупных селах России ставились оперы. В каждой школе звучала музыка, потому что все учителя были музыкально-образованными людьми. Не только в школах, но и во всех вузах царской России обучение музыке было обязательным.

А в настоящее время музыкально-эстетическое воспитание – это «золушка» в системе образования.

Как запеть детям, если в наших школах один час музыки в неделю, а в Японии – 12 часов? Как замечал В.А.Сухомлинский, ученик без творческой фантазии, без музыки – это засушенный цветок. А сколько у нас таких «засушенных цветков», кто-нибудь их посчитал? До каких пор уроки по художественным предметам будут рассматриваться как второстепенные?

А что же музыкальные школы, их воспитанники? И здесь утешительного мало. В частности, сельские школьники часто не имеют возможности посещать такого рода учебное заведение. И в городах тоже не слишком высок процент посещающих музыкальные школы. И удивимся: почему пусто на концертах первоклассных исполнителей, почему молодёжь увлекается дешевыми эстрадными поделками, сексом и порнографией?

Поэтому очень много приходится работать дополнительно. В школе под моим руководством работает хоровой кружок «Звонкие голоса», вокальный ансамбль «Созвучие». С 2009 года открыты отделение «Баян» и «Гармошка» ДШИ, в которых занимаются 9 учащихся. Ребята с удовольствием занимаются в этих кружках. Кроме этого, в школе хорошо поставлена работа Клуба весёлых и находчивых (КВН). Принимаем активное участие во всех конкурсах, проводимых в районе и республике, часто занимаем призовые места. А команда КВН «Рекламный ролик» стала призёром 1/8 финала Республиканских игр и будет участвовать в финале. Меня очень радуют наши успехи. Особенно отрадно то, что в 2008 году наша школа завоевала Грант Президента РФ по программе «Школа здоровья» – 1 миллион рублей. И всё это благодаря достижениям наших учащихся и всего педагогического коллектива. Педагогический коллектив школы работает по реализации программы «Школа здоровья» с 2007-2008 учебного года. В этом учебном году стала внедряться «Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления ПАВ в условиях сельской местности». Основная задача профилактической работы заключается в том, чтобы помочь овладеть учащимся определёнными навыками поведения, которые помогут следовать здоровому образу жизни.

У меня есть принципы, которые я сумела выделить в своей работе и осмыслить. Но они, на мой взгляд, наиболее важные. Один родился из размышлений о том, стоит ли развивать ребенка, который не проявляет особых дарований. Может лучше потратить время на более одаренных детей? Как отличить талант, одаренность, гениальность? Как найти талант у ребенка, которого всю жизнь убеждали в его никчемности и бесполезности. Здесь спасет только твердая установка учителя: нет бесталанных детей, каждый ребенок способный и одаренный в чем-либо. Любую инициативу, любое начинание должен поддержать учитель. Этот принцип помогает не пропустить тот потенциал, который скрыт в каждом человеке, сделать его опорой жизни и самоуважения.

Размышляя над моим профессиональным кредо, я искала фразу, которая смогла бы выразить суть моей педагогической работы: педагогом надо быть 24 часа в сутки, т.к. педагог это образ жизни. В этой фразе заключается важная для меня мысль в том, что личностное и профессиональное у учителя неотделимо связаны. Нельзя быть учителем только 3 урока в день, а затем вне работы сбрасывать маску педагога и давать себе право расслабиться. Любой чужеродный образ, который будет создаваться для работы с детьми, рано или поздно проявит свою фальшь. Рецепт прост: надо стараться быть предельно самим собой, изменять себя, работать над недостатками, искоренять пороки, приобретать достоинства. Личность педагога должна стать инструментом воспитания. Настраивая собственный инструмент, педагог сумеет понять и показать детям, как настраивать себя, как совершенствоваться. Вот поэтому личностное и педагогическое в учителе должно стремиться к гармонии.
Я считаю, что в этих принципах заложена формула моего успеха. В чем можно измерить успех? Можно измерить внешними обстоятельствами: получение высшей квалификационной категории, , относительное материального благополучие… Но все это только внешние социальные стимулы, которые к внутренней мотивации профессионального роста имеют небольшое отношение. Гораздо важнее ощущение собственных изменений и возможностей. Я черпаю силы своего существования в собственном личностном росте и развитии своих способностей. Результатом же выступают победы моих воспитанников в своей жизни, увеличение их талантов, расширение способностей, укрепление самооценки, поиски своего счастья. В этом я вижу свой успех
.

Отключи рекламу         Закажи сайт!